Июнь - Червень
1 июня. Шума
Даждьбог ходит по земле и наполняет всё сущее силами. Прадник Шума завершает весенний цикл, это день последних весенних хороводов в Священных Рощах. Шум есть сам Князь-Даждьбог, который нарядил природу листьями и зеленью.
5 июня. Семик. Ярило
77-й день от Новолетия. Древний славянский женский праздник, посвященный почитанию великой силы Матери Земли, праздник магических женских обрядов. Ярило почитается женщинами в этот день в своей оплодотворяющей сущности. Этот день четко противостоит в календаре Морозу (Велесову дню) 6 декабря, ибо Ярило и есть молодой Велес, а последний, как известно, есть также Бог всякой ворожбы, гадания и волшебства.
6 июня окончание Русалий.
16 июня. Начало строгого 9-дневного говения, очищение души и тела.
21 июня. Купальский зачин. Летнее солнцестояние. Подготовка к празднику, волховские обряды. Ведающие в этот день благословляют своими молениями и славлениями рождающееся летнее Солнце - Семиярилу.
23 июня. Ночь на Купалу
Приходится на 3-ю ночь летнего солнцеворота. Она соединяет людей с божественным миром природы. Особенно эту ночь любит праздновать молодежь, принимая участие в обрядовых действах, которые начинаются вечером и заканчиваются встречей Солнца-Купала. Купало (Семиярило) - Бог наивысшей яри солнца, летнего солнцеворота, вершина и объединение противоположностей. В преддверии Купала проводятся все самые святые обряды и действа. В Купальскую ночь, когда всё изобилует зеленью, Бог Купало благословляет зрелость всего сущего, а сердца молодые и юные скрепляет любовью. Пара, которая берется за руки и перепрыгивает через священный купальский огонь, считается помолвленной.
На Купала открываются Небесные врата, и все молитвы легко и свободно летят в Ирий, к Богам. Это самое лучшее время для того, чтобы начинать новые и серьезные дела, потому что в человеческой жизни Купало является проявлением достижения зрелости и способности к самостоятельному решению важных дел. В Купальскую ночь Даждьбог в лике Перуна зажигает цветок папоротника, и счастлива та пара, которая увидит его. Но зажигается тот цветок не столько в мире Яви, сколько в душе человека, который предназначение свое нашел, твердо на путь стал и к цели идет, не оглядываясь, оттого он непостижимо большим счастьем владеет и, что ему в мире делать, знает. Пары, которые один путь на двоих находят, душами соединяются и способность Праву ведать получают, а это - наибольшее Богатство во всех мирах.
В это время небесное светило находится в куполе - наивысшей небесной точке, потому дни самые длинные, а ночи - самые короткие. Растительный и животный мир получает наибольшее количество тепла и света, дозревают зерна и плоды.
В Купальскую ночь полевые и лесные травы набирают исключительных волшебных свойств, большой лечебной силы. Сбором зелья занимаются в основном старшие люди, потому что им больше всех нужна помощь лекарственных растений. Собирать траву выходят рано утром. В это время загадываются самые сокровенные желания, и они, так или иначе, исполняются.
24 июня. Купала. Рождество летнего Солнца (Купало, Купайло, Семиярила)
На третий день после летнего солнцестояния, когда солнце-юноша становится солнцем-мужем. С утра освящение воды, криниц, сбор лекарственных трав.
Купала - Бог наивысшей яри Солнца, наибольшее объединение противоположностей (Воды и Огня, Мужчины и Женщины, Солнца и Луны), наивысшее проявление любви, опекун и защитник свадебных пар.
В преддверии Купала проводятся все самые святые обряды и действа, которые нуждаются в опеке Высших Сил для их осуществления. В Купальскую ночь, когда все изобилует зеленью, Бог Купало благословляет зрелость всего сущего, а сердца молодые и юные скрепляет любовью. Пара, которая берется за руки и перепрыгивает через священный купальский огонь, считается помолвленной.
Это лучшее время для начала новых и серьезных дел, которые нуждаются в покровительстве Высших Сил, потому что в человеческой жизни Купало является проявлением достижения зрелости и способности к самостоятельному решению важных дел. Купальская роса считается целебной и животворной, а травы, собранные в эту ночь, имеют непостижимо большую силу волшебную. В Купальскую ночь Дажбог в лице Перуна зажигает цветок папоротника, и счастлива та пара, которая увидит его. Но зажигается тот цветок не столько в мире явном, сколько в душе человека, который назначение свое нашел, твердо на путь стал и к цели идет, не оглядываясь. Оттого он непостижимо большим счастье владеет, и что ему в мире делать знает. Пары, которые один путь на двоих находят, душами соединяются и способность Праву ведать получают, а это - наибольшее Богатство во всех мирах.
В купальскую ночь Мать Земля обладает наибольшей волшебной силой, которую отдает всем, а огонь и вода имеют наибольшую животворную и всеобъемлющую целебность. Купальская роса является целебной и животворной, а травы, сорванные в эту ночь, имеют непостижимо волшебную силу.
В пожертвование Купале приносят: венки из цветов, орехи, мед, горох, хлеб, блины, пироги, печенье.
Обрядовое кушанье - ягодный кисель
Готовят его так: 1 стакан клубники, по 0.5 стакана черной смородины, земляники, 1 стакан сахара, 2.5 столовые ложки картофельного крахмала, 3 стакана горячей воды.
Ягоды перебрать, промыть и протереть сквозь сито.
Самые красивые ягодки оставить целыми. В кастрюле нагреть з стакана воды, положить сахар. Получившийся сироп, помешивая, вскипятить, заварить крахмалом, разведенным холодной кипяченой водой, и дать еще раз закипеть. В горячий кисель положить ягодное пюре, хорошо размешать, после чего добавить целые ягоды. Немного остудить и подавать на стол.
Молитвы за души Предков
Когда игрища вокруг Огня утихнут, люди, перед тем, как садиться есть, собираются поминать Предков. Волхв говорит:
Силами могучими и тайными мы объединяемся с душами Предков Родных. Предки наши свободные и славные молились Богам родным, и с именем Божьим отошли Они в Навь, во владение Чернобога. И мы молимся Родным Богам, и слышат молитву нашу Предки, и радуются души их. Все в согласии, в покое, в единении вспомним Предков наших. Зажжем свечи Памяти и Славы от священного Купальского огня.
Зажигаются свечи на корзинках. Все идут к воде. Волхв продолжает:
Мыслью нашей искренней присоединимся к прародителям и праматерям нашим. Осознаем, что они нас никогда не покидают, всегда находятся вместе с нами и опытом
своим помогают строить государство Рода нашего - Русь Святую. Поклонимся же нашим Предкам, помянем их, поблагодарим им - и дух их защитит нас и поможет нам.
Люди пускают корзинки на воду, а волхв продолжает:
Верим: Души Предков наших, которые отошли на Луга Сварожьи, Святые. За Святые Души Предков наших Родных Богам помолимся!
Чтобы со Святыми Душами Предков наших мы были едины и берегли государство Рода нашего Русь-Украину, Родным Богам помолимся!
И это души Предков родных из Ира зрят на нас. И радуются души их, видя, что мы их помянули.
Помянем Род наш. От него пошли народы Арийской расы. Вечная им слава, вечная им память!
Помянем волхвов - священных пророков Руси, которые оберегали Родную Православную Веру. Вечная им слава, вечная им память!
Помянем воинов, сыновей и дочерей народа нашего, которые отошли в Вечность, обороняя славу, честь и волю Руси. Вечная им слава, вечная им память!
Помяните родственников своих, тех, о чьем отходе на Луга Сварожьи вы знали. Со святыми душами предков родных находимся и единении в настоящее время и вечно!
Святая вечеря
А теперь, дорогие друзья, приглашаем всех на Святой ужин. Расстилайте. С Купалой вас!
Люди возвращаются на опушку и готовятся к ужину.
После еды люди садятся возле костра: поют, рассказывают шутки и были, приключения. Желающие идут искать цветок Папоротника.
Встреча солнца
Утром люди во главе с Волхвом идут на холм встречать Солнце.
Волхв говорит молитву:
Слава Богу, нашему! Пусть Божья сила спустится с Сварги на святую Русь, освещая весь Род наги. Это потому, что, молясь, в первую очередь Триглаву поклоняться должны, и ему большую славу поем. И Хвалим Сварога, который создал мир, - это Бог Прави, Ява и Нави, это имеем их во истину.
Сие молвил отцу Ору Сварог наш: «Как мои творения создал вас от перст своих,
И пусть будет сказано, что вы - сыновья Творца. И будьте как дети мои, и Дажбог будет Отец ваш. Того должны слушаться, и Тот вам скажет, что должны делать, и как молвит, так и творите. Это Дажбог создал нам яйцо, что есть мир-заря, которая нам сияет. И в той бездне повесил Дажбог землю нашу, чтобы та удержана была. Права есть тайно уложена Дажбогом, а по ней, как пряжа, тячет Явь, и та создала жизнь нашу. А когда отойдет, смерть наступает. До того есть Навь и после того есть Навь.
Люди поют:
«На праздник Купала
Рано солнце играло -
На счастливые годы,
На теплые воды,
На рожь-пшеницу».
Купало - это летнее проявление Дажбога. Лодка Дажбожья выходит на простор синей Сварги. И лодка та сияет, и выглядит как золото, Огнебогом разожженное. Его дыхание - это жизнь и пристанище каждого существа Матери Земли. Мир не имел начала, и мир не будет иметь конца -мир был, мир есть, и мир вечно будет. Это наивысшая тайна Сварога, тайна непрерывного круга мироздания. И мы чувствуем Сварога в душе нашей. Счастлив народ наш, что верит во Сварога и Ладу!
КУПАЛО - день летнего солнцестояния
Главные персонажи праздника - Купало и Марена, олицетворяющие мужское (солнечное) и женское (водное) божества. Эти два действующих лица избираются, соответственно, парнями и девушками (или изготовляются как чучела). Сочетание мужской и женской стихий порождает жизнь, которую на празднике символизирует ветка ивы - Купайлица.
Праздник начинается вечером, накануне Купала. Основой праздника, вокруг которого происходят действия, является купальский огонь, который символизирует солнце-зародыш в материнской утробе. Он должен гореть целую ночь - от заката Солнца-Ярила в лоно Матери Земли до восхода Купала. Перед разжиганием огня четверо парней с факелами становятся квадратом вокруг хвороста, который обозначает четыре солнца (четыре времена года). Потом все сходятся к хворосту и зажигают огонь.
Вечером девушки гадают на суженого - бросают в воду свои венки, а парни должны их достать. Венок - это символ счастья и бракосочетания. Чей венок парень достанет, та девушка, если он ей нравится, должна его поцеловать и обручиться, прыгнув через купальский огонь (как правило, выбор заранее согласовывают).
Если девушки заставляют парней (огонь) войти за венком в свою стихию (воду), то после зажигания огня на закате солнца парни перепрыгивают через огонь сначала сами, показывая свою ловкость, а затем, когда стихнет пламя, в паре с теми девушками, венки которых достали. Пары, которые перепрыгивают в это время через огонь трижды, считаются обрученными и уже спустя некоторое время могут жениться. Каждый считает честью очиститься огнем, трижды перепрыгнув через костер. Существуют приметы, связанные с этим: если парень прыгнул выше всех, будет хороший урожай в его семье, прыгнет в пламя - жди беды. Когда же удачно перепрыгнут костер юноша с девушкой, они непременно поженятся и проживут в согласии всю жизнь.
Парни спускают с горы огненное колесо-солнце (символ летнего солнцеворота) или же раскручивают его на столбе под общее оживление и радость.
Когда забавы стихают, люди от костра зажигают свечи на подготовленных заранее корзинах-веночках и идут к реке, чтобы пустить их за водой и почтить предков. После этого все приобщаются к праздничному ужину, отдавая почет предкам и молясь за рождение летнего Солнца-Купалы. Желающие идут в лес искать цветок папоротника, как правило, парами. Кто-то пытается найти с его помощью сокровища, а кто-то находит свое счастье - любовь. Купальская ночь духовно соединяет человека с природой, возвышает быт, освящает чувства молодых сердец. Еще на рассвете люди идут умыться к роднику и набрать целебной воды в колодцах, освященных священником. После действ возле колодца все поднимаются на холм, чтобы встретить Солнце. Костер уже больше не поддерживают, он сам постепенно гаснет. На холме провозглашаются молитвы солнцу, благодарности Дажбогу за жизнь и молитвы о добром урожае.
В Купальскую ночь полевые и лесные травы набирают исключительных волшебных свойств, большой лечебной силы. Сбором зелья занимаются в основном старшие люди, потому что им больше всех нужна помощь лекарственных растений. Собирать траву выходят рано утром. В это время загадываются самые сокровенные желания и они, так или иначе, исполняются.
Летнее солнцестояние - один из поворотных пунктов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета - Лита, Лито, Лиго, Мидсам. У славян это - КУПАЛА.
Мистический большой праздник, наполненный для древнерусского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. С днем Купалы народ связывал свои представления о неимоверных богатствах природы. Люди ждали не только богатого урожая, но и ещё большей щедрости: успеха в поисках спрятанных сокровищ. Так рождались многие легенды. Самая распространенная из них повествует о том, что в день Купалы многие растения приобретают особую целебную силу. Главное место занимал папоротник, который в эту ночь якобы цветет чудесным огненным цветом, указывая, таким образом, на зарытый в этом месте клад. «Есть трава папороть. Растет в лесах около болот, в мокрых местах, в лугах. А цветёт она накануне Купальского дня в полночь, одним часом отцветает, а цветёт - точно огонь горит».
Характерная примета Купальского праздника - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в этот день, высушивают и сберегают, почитая их более целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать «Плакун-Траву»- Тирлич, особенная сила которой заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа, владелец же корня будет внушать к себе страх. «Терлыч-трава» употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: «Терлыч, терлыч, хлопцев покличь!».
Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте детям вашим от этой травы здоровья!».
Травка «зяблица» помогает от ребячьего крика и от бессонницы. Высушенным «расперстьицем» присыпают больные места на теле: порезы, нарывы, опухоли.
«Пастушью сумку» издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях. Страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву. Для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.
С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.
Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы (Коструб) - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.
Коструба облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный уд (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Девушки изготавливают женскую куклу - Марену (иногда называют Кострома).
На закате Солнца зажигаются священные костры. В некоторых областях складывали два костра. Один повыше и побольше -чистый яркий солнечный огонь, и второй, поменьше и подымнее - его используют для прыжков через огонь, окуривания, очищения.
Для того, чтобы костры лучше дымили, в них бросали пучки соломы, мешочки с сушеным папоротником, укрывали огни травой или зелеными ветками. Чтобы придать дыму дополнительную, узкоспециализированную силу, в огонь бросали те или иные травы, к примеру, чеснок (чтобы весь год не подхватить лихорадку), тмин или белую полынь (чтобы поясница во время жатвы не болела). Разжигали костры «чистым» способом, т.е. пламя добывалось трением. В эту ночь празднуют рождение Солнца в его ипостаси взрослого мужчины. Проходит время Ярилы - юноши, и ему на смену идет Бог Купало.
А ещё это время брачных игр. В эту ночь Солнышко Даждьбог вступает в союз с Даной, и в мире Яви приходит время свадеб. Основной темой Купальского праздника является соединение мужского и женского начала. Это можно проследить и во время молодежных игр, когда парни разрывают девичий хоровод и похищают Марену (женское начало) для того, чтобы бросить в огонь (мужское начало), а девушки, выкрав Коструба, бросают его в реку (опять же соединение мужского и женского).
Купало - это не только весёлый праздник, это также время смотрин, совместных (парни-девушки) хороводов, парных танцев и игр. Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинают через него прыгать. После очищения огнем следует обязательная часть - купание, очищение водой. Девушки пускают на воду веночки для того, чтобы встретить своего суженого, ведь каждый из присутствующих мечтает в эту сказочную ночь встретить свою судьбу.
Ещё одним главным действом является братчина - пир, который объединяет всех присутствующих. Каждому участнику праздника полагается часть освященной пищи.
У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его к воде, как символ того, что с этого момента сила Солнца уменьшается, идет на спад. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде.
Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, терлыч, одолень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
Некоторые народные поверья и обычаи, связанные с Купальским праздником
В ночь накануне Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
В Купальскую ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
В Купальскую ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
На Купало деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!».
Если на Купало перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание сбудется.
Некоторые обычаи были связаны и с домашним хозяйством, например, накануне Купалы в тех местах, где было принято мыться в бане, женщины заготавливали веники на весь год, а в сам праздник перемывали чистой водой «квашен-ки» - кадушки для теста. Ну и, понятное дело, все приличные и склонные к чистоте люди в это время прибирали дома, чистили особенно запущенные углы и вообще наводили марафет.
Немного полезной информации по травам:
Плакун - трава - дербенник иволистый.
Терлыч - трава - горечавка желтая.
Разрыв - трава - мифологическое растение, позволяющее отпирать все замки. В реальности разрыв-травой иногда называют бальзамин обыкновенный, но это не совсем корректно, так как не всякий бальзамин может быть той самой разрыв-травой.
Одолень-трава - кувшинка обыкновенная.
Зяблица - предположительно «заячья капуста» - кислица обыкновенная.
Чернобыльник - разновидность полыни с красновато бурыми или фиолетово бурыми стеблями.
Богородицкая трава - чабрец.
Рецепт блюда, который традиционно готовят на Купальский праздник:
Вареники с вишнями
пшеничная (или смесь пшеничной и гречневой) мука - 3 стакана
вода (а лучше кефир или кислое молоко) -1 /2 или 3/4 стакана
яйцо-2-3 шт.
соль-½ ч.л.
Муку просеять в миску, сделать в ней воронку. Яйца размешать с подсоленной водой и вылить в воронку. Осторожно подгребая муку со стенок воронки, замесить тесто средней густоты. Затем выложить его на хорошо посыпанную мукой разделочную доску, ещё раз тщательно обмять, прикрыть полотенцем или опрокинутой миской и дать созреть около получаса. Получившееся эластичное тесто разделить на части и использовать для приготовления лепешек для вареников. Не используемое для разделки тесто держать накрытым, чтобы оно не заветривалось.
Начинка: Свежие вишни промыть, хорошо отцедить от остатков воды, дать им обсохнуть. Очень аккуратно вынуть из вишен косточки, чтобы ягоды остались целыми. Приготовить тесто для вареников и разделать круглые лепешечки несколько большего размера, чем для обычных вареников. На середину каждого кружочка теста насыпать 1 чайную ложку сахара, сверху положить 2-3 вишни и быстро защипать края.
Разделанные вареники сразу класть в сильно кипящую подсоленную воду (для этого лучше взять большую, довольно широкую низкую кастрюлю). Осторожно перемешать шумовкой, чтобы вареники не прилипли ко дну кастрюли, и варить до готовности, пока все вареники не всплывут на поверхность.
Для сиропа спелые вишни протереть через металлический дуршлаг или сито, добавить в полученное пюре сахар по вкусу и хорошо растереть до полного растворения сахара.
Готовые вареники вынуть шумовкой, разложить в один слой на разделочной доске, дать им слегка остыть, а остаткам воды стечь. Переложить вареники на блюдо, залить сметаной и сверху полить свежим вишневым сиропом.
Осенние Праздники: Сентябрь Октябрь Ноябрь Зимние Праздники: Декабрь Январь Февраль
Весенние Праздники: Март Апрель Май Летние Праздники: Июнь Июль Август
< Предыдущая | Следующая > |
---|