ГЛАВНОЕ РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ ЛЮБЛЮ ДЕРЕВНЮ РУССКУЮ!

Как говорят мои деды и бабушки. СловЛарь

Дом – это не предметы, стоимостью несколько тысяч долларов и не изыски современных дизайнеров, а уютные мелочи, голоса детей, запах домашней еды, разбросанные по полу игрушки, книжный шкаф и просто ощущение своего уютного маленького мира…

Олег Рой

Сторонушка родная, как постичь тебя? Необъятная... Отчётливо слышится шёпот времён, видятся картины прошлого и звучит музыка судеб людей, живших и живущих здесь. Путь людей, их мечты и надежды, эмоции и мысли - все это пропитано духом и теперь легко угадывается. Я родилась и выросла средь полей, лугов, просторов... деревень в Липецкой области. Всегда ощущала Дух приРОДы и деревни своей, понимала, что говорят деревья, о чем думают люди вокруг и чем они живут. Я с детства знала внутренне, какими людьми были мои Предки, чем занимались, как жили, говорили. Моя прабабка прожила 103 года в здравом уме и воспитав своих 9-терых детей, множество внуков и нас, правнуков. Непостижимы пути и повороты человеческих судеб во всеобщем замысле Всевышнего. Здесь жили такие именитые писатели как Иван Бунин (окна нашего дома в деревне выходят на его родовое поместье, ныне теперь это воссозданный музей Бунина), Михаил Пришвин и философ Василий Розанов (учились в школе г.Елец, Липецкой области), Евгений Замятин (родом из г. Лебедянь, Липецкой обл.).

Я люблю свою малую родину, свой дом, своих Пращуров, и им я посвящаю эту страничку. Именно живя в ладу с приРОДой и самим собой, можно ощутить то, что я описала. Каждый край имеет свою историю и свой самобытный уклад. Сегодня я попытаюсь структурировать уклад своего края (Липецкая область) в словах и выражениях, которыми изъясняются местные жители. А значит, вместе со словами попытаюсь передать Дух нашей местности, что в принципе сложно, но возможно.

Записываю за нашими деревенскими стариками, которые жили тогда в деревне Новосёлки (Становлянского района). Раздел будет пополняться по мере структурирования диалектов. Ударение на ту букву в слове, которая выделена жирным. Где буква ё - итак понятно, что на неё ударение и есть. 


СловЛарь диалектных слов и старинных понятий местных жителей Липецкой обл, Становлянский р-н.

Новосёлки - бугорочек, настоящий городочек!

А:
Анадысь - позавчера. Надысь - вчера.
Анчутка - бесенок.

Аксамит – старинное название драгоценных тканей ручного изготовления («старинный бархат» - В.И. Даль). Известен на Руси уже до XII в., упоминается в «Слове о полку Игореве» (изд. 1800 г.) как оксамит. До XVII в. ввозился купцами в качестве посольских даров, закупался для царского двора и духовенства в Византии, Иране, Турции, позднее – в Европе. Бархаты-аксамиты имели ворс из пряденого (уплощённого) серебра или золота. В Древней Руси аксамиты шли на княжеские одежды.


Б:derevnya-4
Балакать - говорить беседовать.
Блукать - бродить.

Бог – «богатый», т.е.владеющий богатством: каким-либо миром или стихией; покровительствующий какому-либо народу, городу, ремеслу и всеразличным проявлениям Природы.

Бранница - полотенце, использующееся в народе для одаривания силами стихий и природы близких людей, друзей и желанных гостей.
Брухать - бодать (о корове, быке).
Будя - хватит, довольно.

В:

Вершок - древнерусская мера длины, равная 4,445 см.

Веся – сельский житель. Весь - это селение, деревня (отсюда выражение: «города и веси»). В Ведическом обществе это уровень развития людей, ставящих перед собой целью достижение материального благополучия: земледелец, животновод, ремесленник, торговец, лекарь, а также – тот, кто занимается каким-либо видом искусства, зарабатывая этим себе и своей семье на пропитание.

Взгомоздиться - засуетиться.

Волосы – орган восприятия и накопления тонких энергий. Чем длиннее волосы человека, тем больше жизненной, природной силы он получает, ибо эта сила питает его. В Ведических писаниях сказано: «Состричь человеку волосы, сбрить ему усы и бороду, это всё равно, что убить его». Но при особой нужде и овладении определёнными навыками, человек может выводить отрицательную энергию в свои волосы и состригать их, освобождаясь, таким образом, от мешающих его развитию энергий – в этом смысл обряда «пострижения в монахи». Если состригать волосы маленькому ребёнку – приостанавливается развитие его речи и замедляется развитие умственных способностей, ослабляется иммунитет.

Женщину, обстригшую волосы, называют карной (по имени богини Карны, ответственной за исполнение закона причинно-следственной связи) – т.е. это та, которую Карна покарала (обкарнала). Мужчины, живущие в миру, стали подстригать волосы до плеч только в ХIII – ХV веках. С ХV – ХVI вв. в городах появились более короткие мужские стрижки, как следствие недопонимания культуры предков и возникшего отчуждения от природных энергий.

Длинная коса девушки, опущенная вдоль позвоночника (место расположения самых мощных энергетических каналов), служит ей оберегом и олицетворяет единение трёх миров: Яви, Нави и Прави. Для усиления защитного действия косы, в неё и сегодня вплетают цветные ленты или узорную тесьму, украшают накосниками, подвесками, колокольцами.

Длинные волосы во все времена на Руси носили и носят свещеннослужители. Правильное отношение к своим волосам – это залог телесного и энергетического здоровья. Выбор причёски и головных уборов должен определяться здравомыслием, умением поступать в соответствии со временем, местом и обстоятельствами.

Ворот – вырез вокруг шеи на одежде. Отсюда: «воротник» – деталь одежды, пришитая к вороту и предохраняющая (позднее – украшающая) шею. Изначально русские рубашки шились без воротника. Вместо воротника иногда одевали ожерелок, застёгивающийся сзади на кляпыш. Праздничный ожерелок богато украшался вышивкой, каменьями и перламутром («раковинами»). Воротник-стойка на народных рубахах распространился на Руси повсеместно лишь в ХIХ веке, как защита от вредоносных влияний. К вороту в народе сохранилось особое отношение: считается, что через него «вылетает душа», его всегда украшают обереговой вышивкой. Ворот, украшенный золотым шитьём, жемчугом и драгоценными каменьями, называется «ожерелье» (т.е. то, что вокруг «жерла» – горла).

Вытурили - прогнали.

Вышивка – один из способов украшения одежды и предметов быта. Назначение вышивки: украшать одежду (радовать глаз и душу), привлекать и накапливать различные энергии (в соответствии с действием определённых знаков узорочья), служить оберегом. Поэтому важно уметь правильно располагать и использовать швы вышивки. Изначально русская народная одежда украшалась множеством швов: росписью, набором, настилом, вервью и другими, - которые сейчас называются «досельными», т.е. старинными. Многие из них двусторонние, т.е. узор получается с лицевой и изнаночной стороны ткани (но может выглядеть по-разному, как, например, на браных поясах). Узлов на вышивке быть не должно, т.к. они искажают энергетику обережных знаков узорочья. Сама холстина при вышивке в старину называлась Землёй, а вышивка – Ярью. Мастерицы говорят, что Небесный Огонь (вышивка красным цветом), покрывая Землю (холст), зачинает и оберегает всё живое, рождая общее узорочье. Раньше вышивали без канвы. Мастерица видела весь узор в целом и, сосредоточившись на нём в определённом состоянии, могла «расписывать» (расшивать) ткань ровно и без повторов. Это возможно только при определённом состоянии и высоком уровне духовного развития человека. Сейчас в России распространено вышивание простым крестом по готовым картинкам, что соответствует уровню развития 4-5-летнего ребёнка, и развивает (в лучшем случае) логическое мышление, внимание, умение считать и мелкую моторику руки. Такие швы как: тамбурный, гладь, болгарский крест и др. – появились на Руси в XVIII–XIX вв. и являются дополнением к старинным русским швам.


Г:

Гашник (гачник, гачень) – пояс, ремень, верёвочка, тесьма для вздержки и за- вязки шаровар; «всякая круговая опояска, обвязка». От слова «гачи» – бёдра, штанины.

Головной убор – предмет, защищающий голову и волосы от отрицательных природных и энергетических воздействий. В старину на Руси люди жили в единении с Природой, используя её живительные силы для собственной жизнедеятельности. Из головных уборов использовали очелья, перевязки, венчики и лобные ленты, оставляющие открытыми макушки. Зимой волосы сами предохраняли голову от переохлаждения. С наступлением цивилизации головные уборы наших Предков изменяются. Девичьи повязки стали шире, опускаясь на брови и возвышаясь «на палец» надо лбом. Появились женские платки и мужские шапки, воинские шлемы. Теряя истинный смысл узорочья, женский головной убор иногда превращался в простое украшение: такой праздничный убор женщины с золотым шитьём и каменьями мог весить до 12 кг.

В северных областях Руси дольше сохранялись в чистоте обычаи предков. В послании митрополита Симона от 22 августа 1501 г. к князю Матвею Пермскому и всем пермичам говорится: «... а жёны все ваши ходят простоволосы, непокрытыми головами ино то чините не по закону христианскому. А которым у вас женитися и они бы женились с благословением от священника ... по закону христианскому ни в роду, ни в племени, а жёны бы ваши имели покрыты головы». Только позднее XVI в. вошло в обычай (т.е. стало обыденным, каждодневным, привычным) обязательно покрывать головы замужним женщинам. Тогда же официальная церковь стала бороться с женскими рогатыми кичками, уничтожая разноцветные кики-обереги (знаки плодородия и единения двух начал – Ян и Инь) и преследуя их носительниц. Христиане объявили, что плат («покрывало») на голове женщины был знаком власти мужа над женой. На самом же деле русская женщина никогда не была в рабстве у своего мужа, а была ему супругой. Прикосновение мужчины к волосам супруги было знаком обоюдного доверия, ласки и обменом энергиями. Дома все женщины продолжали ходить простоволосыми. На людях, «на выход» замужние женщины стали убирать волосы под повойник, кичку, шамшуру, платок, чтобы уберечь свою жизненную силу и волосы от отрицательного воздействия извне. Ведуны, живущие вдали от мирской суеты и соблазнов в пустыньках, из головных уборов всегда использовали только очелья и простые перевязки для волос.

До сих пор на Купальские праздники женщины приходят простоволосыми, с берестяными очельями-берегинями или ткаными лобными повязками, а девушки – с лентами на голове вместо платков.

Гребовать - брезговатьderevnya-5

Грудки - комья земли при вскапывании и обработке земли.
Гутарить - говорить

Д:
Давя - давеча

Долгорукавка – рубаха с рукавами во всю длину стана, до подола. На обрядовых рубахах рукава могут опускаться до земли. Обычно это одежда свещеннослужителей для проведения особых обрядов и ритуалов, когда требуется держать намоленные, энергетически заряженные предметы так, чтобы не касаться их голой рукой. Такие же обрядовые рубахи могут иметь воины, крестьяне и замужние женщины для особых случаев (опуская длинные рукава к самой земле, они черпают силу этой стихии). Длинными были рукава на особых женских рубахах для плача («плакушах»), которые надевали при проводах кого-либо в мир иной или других печальных случаях. До сих пор сохранилось выражение: «Слезы рукавом утирать» – т.е. это действие помогает пережить беду. После этого рубашку стирают в проточной воде, отдавая свои слезы и печальные чувства на волю стихии и отдаляя их от себя, а затем высушивают рубаху на солнце («оживляют»), заряжая новой жизнедательной силой. Вологодские женские рубахи-долгорукавки упоминаются в «Толковом словаре» В.И. Даля.

Со временем длинные, закрывающие кисти рук, рукава на кафтане стали считаться признаком знатности. Такие кафтаны носили бояре и купцы. Есть старинная поговорка: «Трудиться спустя рукава», - которую сейчас несведущие люди понимают по-своему. Изначально она относилась к ведунам, чьей обязанностью было проведение обрядов в рубахах-долгорукавках.

Дюже - очень.


З:

Ззыкаться - неуправляемо, хаотично двигаться. Обычно так говорили про коров, быков, скотину, когда в летний период их кусал овод, и они становились неуправляемыми. Но потом это термин стал применим и к людям.

И:derevnya1

Идёть, поёть, играить - идёт, поёт, играет.

К:
Казать - рассказывать.
Кажный - каждый.
Квас - окрошка.
Квёлый - вялый, слабый.

Кика (кичка) – древнерусский головной убор замужней женщины. Кичка была рогатая, т.к. рога считались надёжным оберегом от нечистой силы и олицетворялись с Велесом – защитником Руси и крестьянского сословия, а также – с мужским началом, способным уберечь и защитить. С коровой-кормилицей связывали мысли о плодородии и продолжении рода, она и олицетворялась рогатой кичкой. Самыми нарядными и дорогими были свадебные кики, самыми яркими – у женщин, ожидающих появления первенца; часто их передавали по наследству. Но и будничную кику украшали вышивкой и блёстками. В пост носили кичку без украшений, а у вдов она была с белым верхом – «по горю». У женщин в возрасте на киках были простые узоры. В старости (выйдя из детородного возраста) женщины меняли кику на безрогую, или просто переставали её носить, пользуясь платком. Узоры, цвет, украшения говорили о возрасте женщины, сословии, месте её проживания, есть ли у неё дети. В отличие от девичьего венца кика полностью скрывала волосы. Христианское духовенство упорно боролось с рогатыми головными уборами русских женщин. Их уничтожали, сжигали, переплавляя золотые и серебряные украшения в слитки. Женщин в киках не допускали к причастию и вообще в церковь.

Колодись - колодец.
С кондибобером - с шумом, со скандалом (например: "вытурили с кондибобером из магазина продавца").

Коса – заплетённые волосы. Служит для накопления жизненной силы, нужной для здоровья и духовного развития человека. Волосы служат для сбора тонких энергий и информации из внешнего мира, поэтому при чужих людях или отрицательных воздействиях среды их должно заплетать в косы, прикрывать тканью или оберегами. Девушки вплетают в косы ленту, тесьму, на праздниках – травы, цветы и веточки деревьев, украшают накосниками, колокольцами и обережными подвесками. По косе судят о возрасте и семейном положении женщины. Могут носить косы и мужчины (например – отдельные воинские касты).

Косоворотка – мужская рубашка с боковой застёжкой на груди. Косоворотки появились на Руси достаточно поздно: в северо-восточных областях не ранее VIII в., в юго-западных – чуть раньше. Большое распространение косоворотка, как вид повседневной мужской рубахи, получила только после XV века.

Крестьянин – человек, соразмеряющий, уравновешивающий Ян (солнечную) и Инь (земную) энергии на поприще сельского хозяйства («крест из Ян и Инь»).

Кулеш - суп.
Куртинка - полянка.

Кушак широкий и длинный тканый (обычно – браный) пояс. Чаще всего кушак дополняет мужской праздничный наряд или обрядовую одежду; особо красивы свадебные кушаки. Праздничным кушаком трижды оборачиваются вокруг тела. Длина таких поясов 1–2 круга (Круг – древнерусская мера длины, равная 284,48 см.), т.е. от 2,5 до 5,5 м. В складки кушака можно убирать мелкие предметы, деньги, затыкать рукавицы. Ширина праздничных кушаков 1-1,5 вершка (4,5 – 6,5 см), обрядовых – 1,5-2 вершка (6,5 – 9 см).

На Руси простым тканым кушаком подпоясывают и верхнюю зимнюю мужскую одежду (повседневную, трудовую), которую ничем другим в этом случае можно не украшать. Кушаки делаются на ниту («сволочках») или ткутся на станках. Изначально все кушаки были на льняной основе. Это связано с энергетикой обережного пояса – уравновешивающего, соразмеряющего энергии Ян и Инь в человеке, оберегающего и подпитывающего хару («золотник» – пупочный энергетический центр, наиболее важный для жизнедеятельности человека). У поясов из шерсти и шёлка, которые появились позднее, совершенно другая энергетика, а значит – и предназначение. Появились даже сшитые из ткани кушаки, которые плохо сведущие люди носят как простое украшение. Неправильно подобранный материал, цвет и узорочье обесценивают этот обереговый пояс.

Л:

Лён – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян – масло. Это удивительное растение одевает человека (нитки, ткань), кормит (масло), лечит (семена), помогает в строительстве и хозяйстве (пакля, верёвки). Лён отличается равновесием энергий Ян и Инь, его использование в одежде делает человека более стойким и уравновешенным. Один из образов Руси.

М:

Махотка - глиняный кувшинчик.derevnya-2
Мызг - дорога на бугор.

Мурыжить - тянуть канитель. 

Н:
Надысь - вчера.

О:
Окстись - опомнись.
Опясля - после.
Орепей - репей.

Осерчать - обидеться.

Очелье – лобная твёрдая повязка (берестяная, лубяная, тканая, металлический обод) для поддержания волос. Так называли и перед девичьего кокошника («очелыш», «оцёлыш», «очёл»). Очелья носят как женщины, так и мужчины во всех сословиях. У витязей, князей и ведунов на очелье могут располагаться камни, способствующие раскрытию энергетического центра ясновидения и других способностей.


П:
Параконка - телега с двумя деревянными бортами.

Пинжак - пиджак.

Повивальник – особый широкий пояс, которым обёртывают новорожденного поверх пелёнок («повивок», «повитушка»).

Повитуха – женщина, помогающая при родах (бабка-акушерка, приемница, повивальница). «Повивать» (бабить) – принимать новорожденного, помогать при родах. От «повить» – обвить, обмотать, укутать. Повивальной бабкой может стать замужняя или овдовевшая женщина, которая сама здорова и родила трёх и более здоровых детей. Повитуха знает: молитвы и приёмы, облегчающие родовую деятельность; лекарственные травы, усиливающие или ослабляющие схватки; растения, обладающие кровоостанавливающим действием; навыки оказания помощи новорожденному и матери после родов и многое другое. Она обмывает и осматривает младенца, произносит заговоры, вправляет вывихи, даёт на руки отцу и т.д. После родов она (если отец отсутствует) выносит ребёнка и показывает его Солнцу, Небу, Земле, Воде, родовым Богам. Раньше устраивали над повивальными бабками суды инквизиции, как над ведьмами: «Никто не вредит католической вере больше, нежели повивальные бабки. Ведь если они тотчас же не умерщвляют детей, то выносят их под каким-либо предлогом из родильной комнаты, и, подымая их вверх на руках, посвящают демонам».

Повойник – женский (бабий) головной убор, который носят по будням. От слова «повивать» - обвязывать, укутывать. Под повойник женщины убирали волосы после замужества, чтобы они не мешали заниматься домашними делами.

Подузорник - подзор, подзорник - кайма с кружевом, часто с вышивкой, для украшения низа кровати, также это было накидкой на подушку.
Позалетось - третьего лета.

Понёва (понява) – народная юбка, полы которой не сшиваются. Известна на Руси с древности. Распашную понёву иногда называли «растополкой». Понёвы последнего вида – их называют глухими (сшитыми) – появились в XVIII веке. Держатся понёвы на гашнике (верёвочке, шнурке, тесьме) или поясе; изготавливаются из клетчатой домотканой шерсти. Они были «добрые» (на выход), «хожалые» (повседневные), «посвятные» (для храма, праздника) и «последние» (старческие). Раньше ещё делились на синятки (однотонные синие) и краснятки с браным (тканым) узором. В начале XX века по клеткам крестьянской понёвы ещё можно было узнать губернию, уезд и даже деревню, где живёт женщина. Близкие соседи русских народов – скандинавы, балты, финно-угры – предпочитали иной вид женских понёв. У них понёва состояла из двух несшивных (сзади и спереди) полотнищ, соединённых поверх рубахи наплечными лямками, часто на пряжках. После XVII века эти лямки появились на русских девичьих сарафанах.

Понёва впервые одевается на девушку после наступления половозрелости (11-13 лет), как знак, что её можно сватать. После свадьбы надевается женская понёва. Она считается «бабьей» одеждой и представляет свою хозяйку: откуда родом, замужняя или вдова и почему надела её. Молодая после венчания надевает понёву с «хвостом» из красного сукна с разноцветными шёлковыми лентами, застёжками, украшениями и носит её до рождения первенца. Женскую понёву носят до тех пор, пока не приходит старость (заканчивается детородный возраст). Пожилые женщины ограничиваются в украшении понёв полоской цветной тесьмы по краю подола. Белая с белой вышивкой прошва является знаком отречения от мирских забот, иногда её называли «горемычной». В Тульской губернии были понёвы с бубенцами-оберегами, при ходьбе их было слышно издалека. Праздничные понёвы всегда были нарядно украшены.

Пояс – длинная узкая полоса ткани или кожи, шнур или жгут, которые завязывают вокруг талии; обвязка, полоса вокруг чего-либо (от «поять» – обнять); «чем повязываются поперёк стану, повязывают на себе одежду» (В.И. Даль). Обязательная деталь русской народной одежды. Бывают нитяные, витые, плетёные, тканые, бранные (наборные, закладные) и шитые пояса. В зависимости от возраста и назначения носят тельники, опояски, покромки, кушаки и др. Обычно повседневный пояс имеет ширину 2–2,5 см (полвершка). Праздничные и обрядовые кушаки — ширину примерно 4–9 см (1–2 вершка). Пояс – знак благополучия и порядочности; всегда имел обереговое и знаковое назначение. По поясу читается: из каких краёв и какого рода человек, его общественное и семейное положение; чётко отличаются мужские и женские пояса, детские, юношеские, взрослые и старческие. Ременные (кожаные) пояса носят только мужчины-воины. На Руси бытовало выражение: «Лишить (отрешить) пояса», то есть лишить воинского звания за какой-либо проступок. Позднее это переняла христианская церковь и стали так обращаться к священникам, которых лишали сана. Ещё существуют ритуальные пояса, которые хранятся от посторонних глаз и рук. Все пояса обязательно заканчиваются кистями или бахромой («махрами»).

Просёнок - поросёнок.
Пядь - древнерусская мера длины, равная 17,78 см. Расстояние между вытянутым большим и указательным пальцами.


Р:
Радива - радио.
Разгокать - разбить.

Родина – место рождения. Родиной является местность, радиус которой равен расстоянию, проходимому за сутки рождённым здесь человеком. Служебные духи местности ответственны за развитие каждого родившегося здесь существа. Если человек покидает пределы отчизны, то лишается их опеки, что замедляет его развитие. Но если человек, даже живя на родине, питается (т.е. строит своё тело) выращенными или произведёнными в чужих краях продуктами, то он становится чуждым для своих служебных духов. При этом его развитие также замедляется. Поэтому человеку лучше всего питаться продуктами, произведёнными своими руками из выращенных на своей земле плодов.

Рубаха – распространённая одежда с рукавами, надеваемая на тело (тельница, отсюда – «тельняшка»); одежда из лёгкой ткани, одеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее бельё (женская). Со временем стали различать: «сорочка» («срачица», «исподница») считается нижней одеждой и изготавливается из более тонкой ткани; «рубаха» может одеваться поверх сорочки и изготавливается из более прочной ткани. Рубахи бывают: будничные, домашние, трудовые, на выход, праздничные, ворожбенные, обрядовые, свадебные, покосные, смертные и др. Раньше различали их и по тканям, из которых они шились: пестрядевая – из пестряди, т.е. пеньковой или льняной грубой ткани в пёструю полоску; замашная – из замашки, т.е. безплодной конопли (мужского растения); веретище – очень грубая рубаха из веретья, т.е. ткани из оческов льна и конопли и прочие. Есть ещё «красные» рубахи, т.е. верхние нарядные (отсюда выражение – «красно платье»).

Рушник - полотенце, использующееся в народе для разрушения болезни, исцеления и как оберег дверей, окон и людей в домашних и праздничных обрядах от ведомой и неведеомой злой силы.

С:

Сарахфан (Сарафан) – длинная женская одежда без рукавов. Известен в России с XIII в., но до XVIII в. упоминается как мужская одежда. Изначально сарафан был с рукавами; встарь так называли мужской долгий кафтан особого покроя. Название произошло от персид. «сэрапай» – «почётная одежда». Шьют сарафаны из льняного полотна, ситца, сатина, тонких шерстяных тканей; украшают вышивкой, тесьмой и набойкой (печатным рисунком). Более распространён в северных областях Руси. По покрою различают однорядные, двурядные, закрытые, открытые (на груди), круглые, узкие, прямые («московские»), клинчатые, триклинки, растегаи (распашные), с рукавами, с помочами, сборчатые, гладкие, с лифом, без лифа, новгородские сарафаны. По ткани: холщевики, дубленики, крашенинники, пестрядинники, кумачники, китаечники, ситцевики, стамедники, суконники, атласники и пр.

Сенцы - сени.

Семенник - мешок для харнения семени и трав.

Семья – основная ячейка Ведического общества. Состоит из семи колен: прадед, дед, отец, я, сын, внук, правнук. Семья должна жить вместе, ибо: пожилым нужна материальная опека, возможность передать потомкам свой жизненный опыт и трудовые навыки; хозяину нужно трудиться, чтобы прокормить семью, и потому нужно, чтобы кто-то присматривал за его детьми.

Середа - среда (день недели).

У:derevnya-3
Убраться - а) одеться, б) закончить хозяйственные дела.
Урунда - ерунда.
Ухайдокаться - устать от трудной работы.
Усё - всё.


Х:
Хварс
ить - фарсить.

Хвартик - фартук.

 

Ц:
Цвятуха - на свекольных полях цветущие кусты свеклы, её уничтожают как сорняк.


Ч:

Чемер - аппендицит.

 Чопка - засов.

Чудок - чуток.

 Чумадан - чемодан.


Ю:

Юпка (юбка) – часть женской (как правило) одежды от талии книзу. У молодых и простых по происхождению женщин юбка всегда короче, а у почитаемых и знатных – длиннее. У русских девушек юбка оставляет открытыми ступни, у женщин она до пят. Это помогает женщине сохранить и накопить собственную жизненную силу, а тело сберегает от сглаза и нескромного взгляда. В русской деревне юбки стали носить только с середины XIX века, заимствовав их из города. Шили их сначала на выход из покупной ткани, но широкими, как привычные сарафаны. Верхние юбки были ситцевыми, цветными, нижние будничные – из холста. Зимой носили шерстяные, а для тепла надевали стёганую на вате «споднюю» юбку. Девушки на выданье в южных областях надевали на праздники несколько юбок, чтобы показать своё умение шить и вышивать (из-под одной юбки был виден узорный край другой) и «чтобы толще казаться» – так как определённая полнота (дородность) для крестьянской девушки означала здоровье, доброту, способность вынашивать и рожать многочисленных детей, материальный достаток. Юбку начинали носить, как и понёву, после 12-ти лет (в пору половозрелости). Повседневными у молодой девушки были юбки старших сестёр, и только праздничная была новой. В северных областях, где девушки носили сарафаны, юбки были женской одеждой – их надевали только после замужества.

 

Бабушка как-то мне мне рассказала частушку, которую любил петь мой дедушка:

Был у тещи я в гостях, 
Теща угощала. 
Полтораста блинов съел – 
Теща осерчала!

С большой Любовью и трепетом собрано в липецкой области и структурировано Веданой,

картины Аркадий Пластов