ГЛАВНОЕ КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ СКАЗКИ МАРЫ

СКАЗКИ МАРЫ
ПОТЕРЯ: ТЁМНАЯ НОЧЬ ДУШИ 

 
посвящается тем, кто переживает сейЧас тяжелые времена...

Перебирая множество сказок, легенд и мифов, посвященным крайним переживаниям человека, мы обнаружим простую истину: природа скорби - едина, различна только глубина её проявлений, и эта жизненная правда позволит включить в наш круг всех, кто когда-либо пережил потерю любви, борьбу со смертельной болезнью, крушение жизненных планов, отчаяние и разочарование. Все эти события способны сбросить нас в глубины депрессии, в «темную ночь души», откуда нам предстоит снова вернуться в жизнь. 
Это сложное и опасное путешествие оставляет неизгладимый след в каждой душе и дает опыт жизненной стойкости. Тем не менее, даже пройдя этот путь до конца, мы нуждаемся в более глубоком понимании всего, что с нами произошло. Мы нуждаемся в поддержке, мы хотим восполнить свои потери глубоким знанием и силой, мы хотим найти опору в мудрости тех, кто задолго до нас прошел этот путь и большинству историй, повествующим о природе подлинной скорби – десятки тысяч лет. 
Это сказания и мифы хранят общечеловеческий опыт, но в каждой из них можно найти и то, что обращено только к нашей страдающей душе.

Депрессия и около смертные переживания – наиболее распространенные способы инициации для вхождения в мир Нави, в царство Велеса-Навата, хтонического Хорса или мрачного Гадеса, похитителя жизни и красоты. 
После посвящений в скорбь человек больше не боится смерти, как говорят не боялись ее те, кто прошел инициацию в Элевсинских мистериях. 
Царство Велеса, Хорса или Гадеса – это «бессознательное, как личное так коллективное. Там пребывают подавленные нам воспоминания, мысли и чувства – все то, что кажется нам слишком болезненным, постыдным или неприемлимым, чтобы показать при свете дня – неосуществившиеся желания, не оформившиеся возможности. 
В подземном мире коллективного бессознательного находится все, что только возможно себе представить все, что было и будет, включая образы смерти и безумие. До конца познав этот мир римский поэт Теренций воскликнул свое знаменитое изречение: «Ничто человеческое мне ни чуждо!» (Ш.Болен)

Темная ночь души опускается на нас в тот момент, когда мы впервые узнаем о страшном событии. Мы принимаем этот удар всем своим существом и теми силами, которые есть у нас в эту минуту. Земля уходит из-под ног, и наша душа начинает свой одинокий спуск в царство Смерти, а в нашей жизни наступают глубокие перемены.

Этот первый и самый затяжной этап спуска мы назовем соумиранием. Он отмечен угасанием всех чувств, отказом от всех желаний, и полным внутренним опустошением. 
Сущность вещи постигается через знание условий. Делающих ее возможной. То же и со скорбью. Чем больше мы связаны чувствами с другим человеком, тем в большей степени он может стать для нас источником плохих или хороших эмоций. 
Любовь и Скорбь – едины, чем больше мы любим, тем сильнее скорбим. Любовь была обращена на человека и одновременно в будущее. Скорбь лишена будущего, лишена того, на кого мы могли бы направить свою любовь. 
Скорбь можно обратить в Любовь, если всю силу этой эмоции направить в мир в виде деяний. Переработать скорбь в любовь – большой душевный труд, созвучный рождению ребенка.


ОБНОВИТЬСЯ во НАВИ… 
И наша первая сказка, рассказывающая об истинных законах мироустройства и о законах спуска и возрождения, называется «Люля-Нырец». 
«Люля-Нырец» – небольшая уточка, сродни чомге, а любая птица в славянском фольклоре символизирует душу человека, и нередко душу в посмертном состоянии: «Душа его птицей забилась в груди». 
"Вокруг был лишь необозримый океан, по которому ходили волны, не знавшие берегов. Море-Океан – одно из древнейших обозначений Нави – особого мифологического пространства, как правило, сокрытого от глаз живых. Море Нави образовано космическими водами, которые охватывают земную твердь и служат её опорой. 
Сказочная психология рассматривает сказку как внутреннее пространство нашей психики. Сказочный сюжет – это архетипическая проекция всего, что происходит с нами. Герои сказки становятся действующими фигурами нашей психики. Иногда это реальные люди, но чаще – это либо наши внутренние силы, либо наши неразрешимые проблемы. Попробуем применить сказку Люля-Нырец к нашей ситуации глубокого горя. 
В первые дни после потери океан нашего горя готов затопить мир от края до края. Но в этом мире есть и другие существа, которые может быть так же испытывают горе и нуждаются в спасении, но не обладают опытом и душевными навыками. В сказке это звери и птицы, которые собираются на совет и решают вопрос Жизни-Смерти. 
Для того чтобы выжить, им предстоит достать частичку суши и сделать из нее Землю. Применительно к нашей ситуации Звери и Птицы – это те люди, и те задачи, которые передают нам Зов Жизни и говорят о необходимости обустройства этой новой для нас Вселенной Горя. 
И в море горя, и в океане скорби есть щепотка спасительной земли! – шепчет нам сказка. 
Пройти через потерю, опустошение и скорбь – означает повторить путь уточки Люли, сделавшей то, что ни под силу даже самому мощному из зверей. 
Кит – самый сильный и большой из всех зверей – не сумел донырнуть до дна и достать щепоть земли. «Слишком уж я большой» – вздыхает Кит. 
Действительно, именно «большим» людям или людям «полным чувства собственной значимости» труднее смириться с горем, что, как известно, уравнивает всех. 
В этом сюжете кит олицетворяет тех людей, что всегда уверены в своей жизненной удаче, в том, что «держат бога за бороду» и не готовы принять тихих даров скорби: смирения и мудрости. 
С другой точки зрения, кит – это наше тело и житейская масса, которые в силу своей инертности служат препятствием на духовном пути. 
И только маленькая Люля-Нырец достает щепоть спасительной суши со дна океана. Эта удивительная земля способна расти по желанию тех, кто в ней нуждается. Но достать ее нелегко. 
После второго нырка из клюва у Люли идут кровавые пузыри, после третьего нырка в глазах у нее вскипает кровь. Наши глаза краснеют от слез, и в них проступают кровеносные сосуды, после глубокого погружения в скорбь, в наши личные душевные глубины. 
Мы уже никогда не будем прежними, печать глубокого погружения останется с нами навсегда, но своим душевным трудом, отвагой и риском мы добыли и укрепили свою часть суши, свой душевный материк. 
Здесь мы будем жить, принимать друзей, может быть посадим сад, заведем любимых животных и когда-нибудь в будущем снова познаем счастье... Но для этого надо совершить глубокое погружение, нырок в самое сердце Нави… 
Добытая нами щепоть земли, зерно душевного здоровья, будет расти, чтобы со временем стать нашей обетованной сушей. Земля, растущая согласно нашим желаниям, – это наш душевный покой и основы бытия, здоровье физическое и душевное, и главное – возможность СОЗИДАНИЯ.

А пока обрадованные Звери и Птицы поспешно делают из Люлиной земли материки и острова, маленькая уточка отходит от погружения, и когда немного успокаивается, то оказывается, что всю землю уже разделили между «счастливчиками» 
Люля строит плавучее гнездышко из веток, упавших в воду, и на этом плотике выводит птенцов. 
Дело в том, что Душа-Птица сама может создать себе сушу и меньше других нуждается во внешней опоре. 
Гнездо– это свой центр бытия, обретенный смысл жизни, целостность и защита от внешних ударов. И если нам дано уравновесить себя в мире стихий и построить свой образ мира и лада, то мы сможем помочь не только себе. 
На внутреннем плане Люля-Нырец – это наша неколебимая вера в добро, в духовною победу, в справедливую награду за пережитое, от которой мы всегда готовы отказаться. 
Всякий, кто пережил глубокую потерю, знает, что некая часть души не верит случившемуся, не понимает, ни принимает, и не реагирует на событие. Даже при самом глубоком горе эта деятельная часть нашей души продолжает действовать. Она исполняет обряды памяти, она начинает воспоминать и анализировать, она принимает необходимые решения. Это наш маленький спаситель – уточка из русской сказки. 
Наша душа – это Люля-Нырец, испытавшая горе, и познавшая цену Жизни. Это древняя богиня, идущая в Царство Смерти за великой силой созидания. Эта сила есть только там, глубоко внизу, в бескрайних полях тьмы и холода, в Кощном царстве и нигде больше. 


Другая сказка, сохранившая урок преодоления горя, это «Курочка Ряба», чья простая история содержит весть о том, что мир обновляется через катастрофу и невзирая ни на что движется в будущее. 
«Некогда прилетела из звездных далей божественная Птица, снесла она золотое яйцо - земной мир, одетый в сияние солнца. Твердь земная и твердь небесная покрывали его подобно скорлупе, оберегая зачатую там Жизнь. Примерно так звучал миф о Птице-Творце, отголоском которого стали многие священные тексты, дошедшие д нашего времени, а также всем нам известная сказка о Курочке Рябе.

В этой сказке мы вплотную встречаемся с энтропийным (разрушительным и необратимым) свойством времени и получаем знание о циклах смерти и возрождения, утраты и восполнения, о «золотом веке» и неизбежности перемен. 
Но если нам дано пережить крушение прежнего «золотого» мира, и стать свидетелями и участниками роковых событий собственной жизни, то мы становимся сопричастны не только высшей правде, и высшим ценностям жизни, но и мировым законам. 
И чем полнее крушение прошлого, тем более чистый и новый мир возникнет из руин.

автор текста неизвестен